«Комфорт Клиника»СтатьиПяточная шпора

Пяточная шпора

Чтобы понять, от чего возникает "пяточная шпора" и связанные с ней неудобства, необходимо вспомнить некоторые особенности анатомии стопы человека.

Как нам известно, стопа в норме имеет особые физиологические изгибы - своды. Своды стопы (поперечный и продольный) играют довольно важную роль в амортизации ударных нагрузок, возникающих при ходьбе и беге. В данный момент нам более интересен продольный свод стопы. Между передним и задним отделом стопы натянуто мощное сухожильное образование - плантарный апоневроз. Одна из его функций - удержание продольного свода стопы в нормальном состоянии. С возрастом, в силу совокупности причин (здесь и потеря эластичности связочного аппарата, и увеличение веса) стопа "пытается" распластаться. Плантарный апоневроз ей это сделать не даёт, натягивается, и временами - воспаляется (возникает так называемый плантарный фасциит). Воспаление своего максимума, как правило, достигает в месте, где плантарный апоневроз прикрепляется к пяточной кости. Нужно сказать, что на длительно текущее воспаление в связочных структурах организм реагирует в том числе и отложением солей кальция. Часть плантарного апоневроза в месте прикрепления его к пяточной кости кальцифицируется, и на рентгенограммах мы видим типичную картину в виде иногда - острого, иногда - не очень костного "шипа", похожего на шпору. Отсюда, собственно и пошло название данного заболевания.

Клинически это проявляется в возникновении сначала несильной, затем - острой боли в пяточной области. Как правило, боли наиболее сильные после длительного периода покоя (ночной сон и т.д.). В течение дня же они могут беспокоить в меньшей степени, а могут и всё равно причинять значительные неудобства. Надавливание на середину подошвенной поверхности пятки, как правило, резко болезненно.

Нужно сразу отметить, что воспалительный процесс локализуется не в самой "шпоре", а в сухожильной структуре - апоневрозе, которая к этой "шпоре" прикрепляется. Сама рентгеновская картина в данном случае неспецифична и встречается довольно часто. Если задаться целью и сделать 10 случайным людям рентгенограммы стопы, то "шпоры" различной величины можно будет найти у большинства. Но далеко не у всех они будут болеть. Поэтому, во-первых, рентгенограммы в данном случае выполняются не для того, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз именно пяточной "шпоры", а для исключения других причин болей в данной области, которые могут маскироваться под это состояние (например, киста или липома пяточной кости).

Во вторых, целью лечения данного состояния является не ликвидация пяточной "шпоры" самой по себе, а купирование воспаления, приводящего к болям.

Как же лечить этот неприятный недуг? Учитывая, что проблеме пяточной шпоры много тысяч лет (она возникла, вероятнее всего, как только человек стал прямоходящим), то и методов лечения было придумано множество. Определённые методы народной медицины находят своё применение у людей и по сей день. Как правило, пациенты начинают лечить свою пяточную шпору самостоятельно, и к врачу идут, когда народные методы дают сбой. Из уст пациентов нередко приходится слышать, чем они лечились - здесь и прикладывание капустного листа, и растирание пятки желчью, и прижигание уксусом... Иногда, скорее, вопреки, нежели благодаря таким методам лечения, шпора действительно проходит. Но чаще всего процесс затягивается на долгие месяцы и уставшие от постоянный болей в пятке пациенты приходят к специалистам. Хорошо, если в поликлинике, куда пришёл пациент, есть нужная аппаратура для лечения. Хуже, если пяточную шпору начинают лечить традиционными методами физиотерапии - ультразвуком, магнитолазеротерапией и т.д. Эффективность этих процедур очень низка, так как "достать" до места воздействия, т.е., до воспаления, через толстую кожу на пятке и массив мягких тканей традиционные методы физиотерапии не могут. Пациент вынужден принимать противовоспалительные и обезболивающие препараты, что совсем не обязательно при наличии современных эффективных методов лечения.

Современные методы лечения этого состояния включают в себя самые эффективные методики, которые позволяют избавиться от воспаления и болевого синдрома в кратчайшие сроки. Наиболее эффективным и неинвазивным методом для лечения пяточной шпоры в настоящий момент является ударно-волновая терапия. Как правило, облегчение пациенты чувствуют уже после первой процедуры. Окончательное излечение наступает после курса в 3-5 процедур, процедуры проводятся с интервалом 3-6 дней. В редких случаях, когда ударно-волновая терапия оказыватеся недостаточно эффективной, возможно проведение медикаментозной блокады - к месту воспаления подводится противовоспалительный препарат в микрокристаллической форме, который находится там долгое время, снимая воспалительный процесс. Для предотвращения повторного возникновения симптоматической пяточной "шпоры" рекомендуется изготовление стельки-супинатора, которая снимает излишнюю нагрузку и натяжение с плантарного апоневроза, предотвращая его повторное воспаление. Хорошо проявила себя в профилактике рецидивирования пяточной шпоры терапия обогащённой тромбоцитами плазмой (PRP-терапия).

В крайне редких случаях, когда указанные методы лечения неэффективны, может быть выполнено малоинвазивное оперативное лечение, заключающееся в рассечении плантарного апоневроза в месте прикрепления его к пяточной кости и удалении воспалённых тканей. Однако такое случается очень редко.

Необходимо помнить, что типичная пяточная "шпора" поддаётся быстрому и безболезненному излечению современными методами в абсолютно подавляющем большинстве случаев. Если же болевой синдром сохраняется после лечения, либо возникает через непродолжительное время после завершения лечения, нужно обследовать пациента на заболевания ревматологического профиля (серонегативные артриты, ревматоидный артрит и т.д.), так как известно, что часто возникающие и рефрактерные к лечению энтезопатии (к которым и относится пяточная шпора в том числе) могут являться первыми признаками ревматологических заболеваний.

Связь с администрацией

Добавление отзыва